Дизайн сайта
Что такое дизайн сайта, иначе – веб-дизайн?
Главной задачей дизайна является
На некоторых сайтах компаний, профессионально занимающихся разработкой сайтов, и неплохих компаний, кстати, вы можете прочесть что-то вроде того, что главной задачей дизайна является для любого сайта вызвать доверие посетителя к компании, на сайте которой он очутился, и качеству ее товаров или услуг. И дальше обычно идет всякая такая байда про фирменный стиль и корпоративную культуру.
Должен сказать, ерунда полная. По крайней мере, в части «главной задачи для любого сайта».
На самом деле все зависит от назначения сайта. Есть сайты для бизнеса, которые грубо можно разделить на сайты производителей и сайты продавцов (уже разные задачи!). Есть сайты социального назначения – например сайты учебных заведений. Есть сайты личные – опять-таки – либо для какой-то профессиональной деятельности либо просто для самовыражения. И в каждом из этих назначений заключается основное требование к дизайну, и требования эти – разные, и главные задачи у них тоже разные.
И вот когда есть ответ на этот основной вопрос – о назначении сайта – только тогда появляется (или не появляется) смысл поговорить о фирменном стиле, корпоративной культуре, позиционировании данной компании (или НЕ компании) в определенной нише рынка (или НЕ рынка).
Чтобы сделать понятнее
Чтобы сделать понятнее написанное выше, не будем анализировать требования к каждому из пяти перечисленных выше направлений, а возьмем всего два полярных.
Вот сайт для бизнеса. Конкретно – продающего бизнеса. Дизайн такого сайта должен, да, вызывать доверие посетителей. Но не всех подряд, а только и исключительно тех посетителей, которые являются потенциальными клиентами данного продающего сайта. Если сайт продает женские прокладки или другие женские аксессуары интимного назначения, то владельцам сайта наплевать на всю прочую возможную аудиторию – на мужскую, на детскую, на «пенсионерскую». Сайт (и дизайн соответственно) должен отражать эстетические предпочтения исключительно женской аудитории, причем в определенном возрастном диапазоне. В том возрастном диапазоне, в котором женщинам уже (и еще!) интересны рекламируемые и продающиеся на нем товары. Поэтому при разработке дизайна (и удобства использования) отталкиваться нужно не от эстетических предпочтений владельцев ресурса, а от предпочтений большей части целевой аудитории.
Если даже целевая аудитория в лице своего среднего представителя имеет дурной вкус и извращенные наклонности, то дизайн сайта не должен стремиться прививать посетителям утонченный вкус своего владельца, а должен соответствовать и этому дурному вкусу, и этим извращенным наклонностям.
Грубо говоря: дизайн такого бизнес-сайта хорош, если он ПРОДАЕТ, и плох – если НЕ продает. Все остальное – вторично. Получается совместить решение основной задачи с воспитанием эстетического чувства у посетителей – прекрасно, не получается – и не надо.
А разнообразие возможных подходов к дизайну можно посмотреть хотя бы на странице «Портфолио».
Теперь возьмем личный сайт, например, хорошо обеспеченного, но непризнанного гения в области литературы или философии, или живописи. Ему нет нужды что-то продавать. У него задача – представить себя миру. И вот тут-то дизайнеру нужно ориентироваться только и исключительно на вкусовые, эстетические, и какие угодно еще предпочтения владельца ресурса. Не на собственные предпочтения ни в коем случае.
К слову сказать, у меня на странице «Темы для WordPress» реализованы именно мои собственные дизайнерские предпочтения для личных сайтов и страничек. Но эти темы и выложены в бесплатный доступ – берет их только тот, чьему мироощущению они соответствуют. А то, что разрабатывается для вас – именно для вас и разрабатывается.
Так почему дизайнеру не опираться на собственные предпочтения, если он обладает безупречным художественным вкусом? Да потому, что миру должен быть предъявлен ЭТОТ человек, владелец ресурса, а вовсе не его веб-дизайнер. Со всеми своими достижениями, подлинными или мнимыми, и со всеми своими тараканами в голове, буде таковые там проживают. А проживают, можете не сомневаться. Они у нас у всех проживают, и у каждого свои. А уж у непризнанных-то гениев их там просто целые популяции самых разнообразных.
Что не зависит предпочтений
А вот что не зависит от предпочтений, тех или иных, так это «юзабельность» – удобство навигации. Этим качеством должен обладать любой сайт. Правда, и этот аспект может быть адаптирован под целевую аудиторию – иметь более «бытовые» или более профессиональные наименования пунктов меню, более или менее подробные разъяснения по функционалу – в зависимости от того, например, для домохозяек или для системных администраторов предназначен сайт. Но это больше относится к оформлению функционала, а само удобство навигации и прозрачность структуры – требование обязательное. И если оно выполняется, то это получит одобрение пользователей и высокую оценку поисковых роботов. С последним нужно считаться – особенно, если впоследствии предполагается поисковое продвижение сайта.
Выводы
-
Выводы таковы:
- главной задачей дизайна является его точное соответствие назначению сайта;
- дизайнер должен ориентироваться на целевую аудиторию;
- функциональность сайта, его прозрачность и удобство использования должны быть обеспечены при любом дизайне.