Новостные агентства распространили результаты исследования одного из центров университета Корнелла относительно получения отелями «зеленых» сертификатов. Причем некоторые сделали это под странными заголовками, суть которых в том, что энерго-эффективные «зеленые» отели от обычных отелей не отличаются.
Между тем, из текста опубликованных результатов вытекает нечто другое – перспективы зеленых отелей вовсе не так безрадостны. Отличий не замечено всего лишь в размерах выручки. А наши новостные агентства подают тему так, как будто это не просто главный, а вообще единственный показатель, достойный сравнения.
Ну, что сказать? Наверное, для тех, кому деньги — единственный свет в окошке, это действительно так.
Между тем, сами исследователи однозначно указали, что у «зеленых» отелей таки есть очевидные преимущества. Это – операционная эффективность и экономичность, которых можно добиться, внедряя энерго-эффективные технологии.
А то, что нет отличий в выручке – явление временное. Прогресс не остановить, информированность людей постепенно растет, и недалек час, когда при прочих равных постояльцы отелей всегда будут делать выбор в пользу «зеленых». И это повысит конкурентоспособность отелей, использующих «устойчивые технологии», так как за счет большей экономичности они получают больший «люфт» в ценообразовании.
Это, разумеется, не повлияет на цену в обычных условиях, но определенно послужит дополнительным запасом прочности в кризисные времена. Почему «разумеется» не повлияет на цену? Потому что цена – интегративный показатель баланса предложения и спроса, и если цена обеспечивает наполняемость отеля, то только сумасшедший станет ее снижать на том основании, что у него затраты снизились. Логичнее и приятнее получить больше прибыль. Однако в кризисные времена, когда не имеющие «устойчивых технологий» отели будут вынуждены «упасть» в цене ниже себестоимости, а в результате и разориться, «зеленые» отели всего лишь потеряют часть прибыли, да и то временно, поскольку разорение конкурентов позволит им позже снова поднять цены.
Авторы исследования установили, что некоторые отели не торопятся за сертификатом только потому, что их владельцы боятся тем самым нанести ущерб своему бизнесу. Но наиболее дальновидные все же внедряют зеленые технологии и получают такие сертификаты, и при этом видят, что фактически получение нового статуса не снижает уровня спроса на их услуги. Исследование именно этот факт и подтверждает. И тогда оказывается, что сегодняшние вложения в зеленые технологии – это инвестиции в завтрашний день.
Если говорить о цифрах, то процессе исследования, проводившегося в течение двух лет, было охвачено примерно девять тысяч отелей, в том числе три тысячи «экологичных» и около шести тысяч обыкновенных. Надо думать, что такая выборка может считаться репрезентативной, а ее результаты могут быть корректно экстраполированы на всю отрасль.